Миссия кафедры начального образования
Создание системы условий:
- созидательно влияющих на развитие начального образования в Челябинской области, обеспечивающих кафедре лидирующую, координирующую роль в повышении квалификации учителей начальных классов Челябинской области;
- позволяющих организовать гибкую, конкурентоспособную систему, повышающую квалификацию учителей начальных классов и обеспечивающих их переподготовку по актуальным вопросам теории методики воспитания и обучения;
- организующих научно-методическое обеспечение реализации вариативных образовательных программ, используемых в практике преподавания в образовательных учреждениях области;
- позволяющих организовать взаимодействие с общеобразовательными учреждениями в процессе формирования и распространения позитивного педагогического опыта в решении проблем начального обучения.
Работа кафедры начального образования определяется основными тенденциями начального образования — подготовка к реализации в ОУ области федеральных государственных образовательных стандартов в начальное общее образование, применение современных образовательных технологий, использование новых форм и методов оценивания учебных достижений младших школьников и генеральными направлениями работы Института.
В связи с этим определены приоритетные задачи:
- повышение квалификации учителей начальных классов с учётом основных тенденций начального общего образования с использованием перспективных форм обучения;
- научно-методическая поддержка педагогов начальной школы Челябинской области;
- методическое сопровождение реализации ФГОС в начальном общем образовании в образовательных учреждениях Челябинской области.
Учебная работа:
Кафедра реализует пятнадцать образовательных программ повышения квалификации.
Участвуя в апробации материалов и документов ФГОС мы постигли тонкости содержания стандартов начальной школы, масштабно у нас изменилось знание и понимание его идеологии. Анализ результатов апробации материалов и документов ФГОС позволил рассматривать их в качестве механизма отбора содержания материала для курсовой подготовки учителей начальных классов, своеобразной платформы для обучения в условиях повышения квалификации.
Поэтому в рамках организации учебной работы кафедра в условиях реализации ФГОС организуется повышение квалификации в форме стажировки по пяти программам.
Учитывая новые «вызовы» времени разрабатываются и новые образовательные программы переподготовки «Теория и методика начального общего образования» (объём 278 час. – 2 созыва). В связи с увеличивающейся потребностью в интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с кафедрой специального (коррекционного) образования разрабатывается образовательная программа повышения квалификации «Реализация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной общеобразовательной школе (совместно с КС(К)О)».
Организационно-методическая деятельность:
Кафедра в соответствии с планом работы не менее 2-х раз в год для специалистов ОУО, курирующих начальное общее образование и методистов ММС, занимающихся начальной школой проводит методические совещания с целью реализации ФГОС НОО и ФОП НОО.
С 2008 года кафедра активно стала привлекать для работы на курсах и семинарах авторов и соавторов учебников, а также методистов российских центров разных образовательных систем. Знакомство с авторами и соавторами, методистами помогают учителям глубже понять концептуальные основы систем, освоить методику преподавания, разобраться в особенностях учебников. Живое общение с разработчиками систем даёт возможность задать конкретные вопросы, уточнить своё понимание методики и технологии обучения по данной системе, понять как вести мониторинг обучения и развития личности ребёнка.
Научно-исследовательская деятельность:
Кафедра является инициатором проведения ежегодных, начиная с 2007 года, научно-практических конференций «Актуальные проблемы модернизации начального образования» (ноябрь, очных и заочных).
Развивается и такая деятельность как поддержка творческого сотрудничества с целью установления творческих взаимовыгодных научных связей со своими коллегами из различных учреждений на основе договора с факультетом подготовки учителей начальных классов ГОУ ВПО ЧГПУ, Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова г. Москва.
Кафедра реализует пятнадцать образовательных программ повышения квалификации:
- Особенности преподавания учебных предметов в соответствии с обновленными ФГОС начального общего образования (срок освоения – 72 ч)
- Теория и методика преподавания учебных предметов в условиях инклюзивного образования (начальное общее образование) (срок освоения – 72 ч)
- Содержание экологического образования в начальной школе (срок освоения – 72 ч). ДПП размещена в федеральном реестре ДПП
- Современные образовательные технологии (срок освоения – 72 ч)
- Современные инструменты контроля и оценивания образовательных результатов в начальном общем образовании (срок освоения – 72 ч)
- Оценка метапредметных результатов в части гибких компетенций у обучающихся начального общего образования (срок освоения – 36 ч) ДПП размещена в федеральном реестре ДПП
- Функциональная грамотность младшего школьника (срок освоения – 72 ч)
- Содержание и методические особенности учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (срок освоения – 16 ч)
- Медиация в начальном общем образовании (срок освоения – 72 ч) ДПП размещена в федеральном реестре ДПП
- Цифровая образовательная среда в начальном общем образовании (срок освоения – 72 ч)
- Теория и методика преподавания учебных предметов (начальное общее образование) (срок освоения – 72 ч)
- Технологии развития одарённости младших школьников (срок освоения – 72 ч)
- Методика преподавания по межпредметным технологиям (начальное общее образование) (срок освоения – 72 ч)
- Психолого-педагогическая безопасность личности младшего школьника (срок освоения – 72 ч)
- Повышение объективности оценки с использованием критериального оценивания образовательных результатов в начальном общем образовании (срок освоения – 72 ч)
В условиях реализации ФГОС организуется повышение квалификации в форме стажировки по пяти программам:
- Эффективные практики организации наставнической деятельности в школе (стажировка) (срок освоения – 16 ч)
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в образовательной среде начальной школы с помощью «Навигатора педагога-психолога» (стажировка) (срок освоения – 16 ч)
- Содержательные и технологические аспекты формирования Soft-компетенций у субъектов образовательного процесса в наставнической деятельности (стажировка) (срок освоения – 16 ч)
- Эффективные практики организации профессионального обучения школьников (стажировка) (срок освоения – 16 ч)
- Профессиональное обучение школьников: управленческие решения и методические приёмы реализации интегрированной основной образовательной программы среднего общего образования и основной программы профессионального обучения (стажировка) (срок освоения – 16 ч)
Учитывая новые «вызовы» времени разрабатываются и новые образовательные программы переподготовки «Теория и методика начального общего образования» (объём 278 час. – 2 созыва). В связи с увеличивающейся потребностью в интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с кафедрой специального (коррекционного) образования разрабатывается образовательная программа повышения квалификации «Реализация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной общеобразовательной школе (совместно с КС(К)О)».